АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Раздел 1. АНИМАЛИСТИКА. ПЕЙЗАЖ

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Уильям Барро. Серая и гнедая лошади и шотландская борзая

4. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Название анималистического жанра происходит от латинского слова animal – животное. К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, изображающие животных.

Произведения в жанре анималистики создавали уже первобытные люди. Обычно они изображали тех животных, на которых охотились, – мамонтов, бизонов, оленей. Рисунки, созданные цветными охрами

(глинами) на стенах пещер, до сих пор поражают своим мастерством. В искусстве скифов, живших на территории современной Украины, исследователи выделяют даже “звериный стиль” – украшения для оружия и одежды в виде оленей, пантер, фантастических животных.

В Древнем Египте некоторых животных почитали, как богов. Многочисленные большие статуи и маленькие статуэтки изображают крокодилов и бегемотов, быков и баранов, шакалов и кошек, павианов (обезьян) и ибисов (красных птиц с длинными, загнутыми вниз клювами, “дальних родственников” аиста и цапли). Животные появляются также во многих древнеегипетских

рисунках и рельефах – быки работают в поле, лошади участвуют в боях, на уток охотятся, а гепарды живут в царском дворце как почетные любимцы.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Богиню Бастет в Древнем Египте изображали в виде кошки

Изображения животных были популярны и в Древнем Междуречьи. Одно из известнейших произведений Ассирийского искусства – рельефы, рассказывающие о царской охоте на львов.

Львы и львицы выглядят даже более выразительными, чем царь и его свита.

В античные времена главным объектом искусства стал человек. Мастера Древней Греции и Древнего Рима изображали животных искусно, но как-то равнодушно.

Замечательные изображения животных издревле появляются также в живописи, скульптуре и графике Китая, Индии, Японии.

Искусство Средневековья было прежде всего религиозным, но животные стали постоянными участниками некоторых библейских и евангельских событий. Например, в сцене Рождества всегда изображались осел и вол, которые своим дыханием согревают лежащего в яслях маленького Иисуса. Спутниками некоторых святых также считали животных. Например, святого Иеронима всегда сопровождал лев, святого Роха – собака, святую Агнессу – ягненок. Конечно, их и изображали вместе.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Традиционная китайская живопись.

Восхищает внимательное отношение китайских мастеров к мельчайшим деталям.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Традиционная индийская живопись.

Тигры – герои многих индийских мифов.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Леонардо да Винчи. Зарисовки кошек и других животных. Великий итальянский художник старался тщательно изучить (и воссоздать) жизнь во всех ее деталях. Животные не стали для него исключением.

В эпоху Возрождения за животными восторженно наблюдали известнейшие мастера. Так, Леонардо да Винчи заполнил огромный лист зарисовками кошек и других животных, а один из лучших рисунков Альбрехта Дюрера изображает зайца. Герои многочисленных портретов того времени позируют вместе со своими любимыми косматыми собачками, художники изображают этих модных домашних любимцев не менее внимательно и мастерски, чем их хозяев.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Отто Эрельман. Собака со щенками

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Альбрехт Дюрер. Заяц.

Художник не ограничился зарисовкой. Он воссоздал каждый усик и волосинку на меху своего героя.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

В. Серов. Иллюстрации к басням И. А. Крылова “Квартет”, “Обезьяна и очки”.

Художник стремился соединить изображение реальных животных, за которыми внимательно наблюдал в зоопарке, с сюжетами басен, герои которых действуют не всегда “по-звериному”.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Г. Кузнецов. Иллюстрации к повести Редьярда Киплинга “Маугли”

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Фотограф – тоже художник-анималист

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Арабский скакун.

Фото Войтека Квятковского

В XVII в. анималистика выделилась в отдельный жанр. В академической иерархии его место было довольно скромным, но популярность – огромной. Особенно увлекались анималистикой в Нидерландах. Здесь художников-анималистов было так много, что они тщательно “поделили” свои обязанности: кто-то изображал лишь птичьи дворы с петухами, индюками и павлинами, кто-то – коров на пастбище, кто-то – насекомых. Анималистам заказывали “портреты” охотничьих соколов, породистых собак и лошадей, которыми гордились владельцы. На рубеже XVIII-XIX вв. общеевропейскую известность приобрел швейцарский художник Готфрид Минд, который изображал преимущественно кошек и за это даже получил прозвище “Кошачий Рафаэль”.

В XIX в. популярность анималистики как отдельного жанра уменьшается, но художники продолжают обращаться к ней. Так, известный художник Валентин Серов создал цикл графических иллюстраций к басням И. Крылова. Животных, особенно лошадей, мастерски изображал скульптор Евгений Лансере.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Ученическая работа

Иногда анималистика используется очень неожиданно. Легендарный киевский “Дом с химерами” архитектора В. Городецкого декорирован многочисленными скульптурными изображениями животных – слонов, носорогов, оленей, даже рыб и жаб. Некоторые художники посвятили себя этому жанру, например Всеволод Аверин и Геннадий Кузнецов. Часто животных изображали в украинском народном искусстве (фигурная посуда в виде львов и барашков, мишки из гутного стекла). Всемирную славу получили фантастические животные и птицы художницы Марии Приймаченко.

1. Почему анималистика является одним из древнейших жанров?

2. В какие периоды анималистика была очень популярна, а когда ее популярность снизилась? Почему?

Нарисуйте любимое животное, стараясь по возможности точнее передать его форму, окраску, пропорции (используя советы на стр. 36).

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашь или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки. План работы:

– Подберите, внимательно рассмотрите и запомните, как выглядит животное.

– На листе бумаги скомпонуйте изображение.

– Попробуйте воссоздать его на бумаге.

Вместе с родителями оформите свою работу, как описано в учебнике.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Г. Кузнецов. Герка

Кузнецов Геннадий Ефимович

(1947-2007) – украинский график, иллюстратор, анималист. Учился и работал в Киеве. Обращался к разным графическим и живописным техникам – литографии, линориту, пастели. Сотрудничал с киевскими издательствами “Веселка”, “Днипро” и др. Самые известные книги, которые проиллюстрировал художник, – “О девочке Наталочке и серебряной рыбке” Н. Трублаини, “Синяя птица” М. Метерлинка, “Маугли” Р. Киплинга. Графика Г. Кузнецова характеризуется эмоциональной насыщенностью, динамичностью композиции, технологическим мастерством; он часто и с блеском изображал животных. Работы мастера получали высокие награды на международных конкурсах книжного искусства.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Готфрид Минд. Кошка с котятами

Мина Готфрил (1769-1814) – швейцарский художник. Жил в г. Берн.

Болел аутизмом, не смог научиться читать и писать, но имел способности к рисованию и поэтому начал учиться акварельной живописи. Однажды учитель Минда нарисовал композицию, где фигурировала кошка.

Готфриду не понравилось, как именно она была изображена, и он создал свою версию картины, со временем – отдельное изображение кошки, а спустя некоторое время вообще увлекся рисованием этих животных.

С кошками Минд всегда дружил, любил с ними разговаривать, а главное – внимательно наблюдал и мастерски изображал не только внешность, но и привычки и характеры своих “моделей”. Художник изображал и других животных, а также детские игры (катание на санках и т. п.), занимался скульптурой, но общеевропейскую славу ему принесли именно акварельные рисунки кошек. Готфрид Минд поэтому получил прозвище “Кошачий Рафаэль”.

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Н. Торопицина. Стивка. Анималистика.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)


АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР - Мистецтво