АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

Раздел 1. АНИМАЛИСТИКА. ПЕЙЗАЖ

6. АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

Анималистический жанр – один из наиболее распространенных направлений в скульптуре. Интерес к живой природе был присущ человеку с древних времен: первые скульптурные изображения появились еще в эпоху палеолита. В античном мире фигурами животных оформляли жилища, храмы и капища, а изображаемым существам придавали магическое значение.

Триумфальная арка – сооружение над дорогой в виде проезда для церемонии торжественного въезда победителя.

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

Лисипп.

Квадрига.

Скульптура на фасаде собора Сан-Марко в Венеции

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

М. Камардина. Бык

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

С. Феофанов. Мамонт

Фасад – внешняя сторона здания: передняя, боковая или задняя.

В наше время на улицах европейских городов мы можем увидеть скульптуры животных: монументы всадников на лошадях, статуи львов у парадного входа в резиденциях, барельефы с птицами на триумфальных арках, мелкую пластику этого жанра в декоре фасадов. Частные собрания аристократов пополнялись портретами любимых воспитанников, в частности довольно популярны были лошади, кошки,

собаки или экзотические тропические птицы. Особое место занимает кабинетная скульптура из фарфора, бронзы или гипса, выполненная в анималистическом жанре.

Термин “анимализм” впервые вошел в обиход в 1831 г. после выставки в Парижском художественном салоне молодых французских художников Антуана Луи Баре, Кристофа Фратена и Александра Жуйонне, на которой они представили миниатюрные фигурки животных.

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

И. Феоктистов. Улитка. Бронза

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

К. Шубнякова. Цапля

Сейчас анималистический жанр остается одним из популярнейших. Скульптура животных не только украшает экстерьеры городских зданий, но и служит замечательным дополнением к интерьерам как частных, так и общественных помещений. Благодаря универсальности, такую скульптуру можно расположить в помещении любого назначения: либо как небольшую хрупкую статуэтку, служащую небольшим дополнением, своеобразным акцентом, либо в качестве монументальной скульптуры, вокруг которой будет создан целый интерьер.

1. Почему в первобытные времена и в эпоху Древнего мира люди создавали скульптурные изображения животных?

2. Что общего в живописной, графической и скульптурной анималистике? Чем они отличаются?

Создайте скульптуру животного как пример малой пластики на выбор: вола, овцы, козы, теленка, ослика, собаки, кошки. Сохраните ее, она понадобится позже для создания рождественской шопки. Инструменты и материалы: пластилин, дощечка, стека, нити и разные натуральные материалы.

План работы:

– Чтобы самим сделать маленькую кабинетную скульптурку, найдите фотографии животных, которых вы хотели бы слепить. Они будут для вас подсказкой во время работы.

– С помощью линейки определите пропорции всех частей тела животного. Эти размеры необходимо воссоздавать в том случае, если вы хотите сделать реалистическую фигурку.

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

Ученические работы. Скульптура. Смешанная техника

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

Ученические работы. Скульптура. Смешанная техника

– Подготовьте материал для лепки. Пластилин или глину тщательно разомните в руках, чтобы удалить из массы пузырьки воздуха. Если пропустить этот этап работы, глиняная скульптурка может треснуть при высыхании. Отделите небольшую порцию материала.

– Фигурку можно составлять из отдельных частей или “вытягивать” лапы, хвост, голову из целого куска. Второй вариант подходит больше для маленьких фигурок. Вылепливая каждый элемент вашей скульптуры, сравнивайте ее с фотографией и теми размерами, которые вы измерили. Если вы составляете животное из отдельных фрагментов, сначала сформируйте их в виде геометрических фигур. Лапы и хвосты можно сделать цилиндрами, голову – шаром и т. п. После этого пальцами и стекой уточните их очертания.

– Готовые детали соедините. При этом старайтесь по возможности аккуратнее примазывать их пальцами. После сборки восстановите форму смятых деталей и с помощью зубочистки нанесите мелкие детали.

– Глиняную фигурку можно запечь в муфельной печи. В домашних условиях для этого можно воспользоваться духовкой. Поставьте туда фигурку, оставьте дверцу приоткрытой. Постепенно повышайте температуру в духовке. За два часа она должна достичь 200 °С. Потом глина должна постепенно остыть.

– Пластилиновые фигурки можно делать разноцветными или комбинировать с природными материалами: палочками, засушенными ягодами, скорлупой орехов или каштанов. Комбинировать пластилин можно не только с природными материалами, но и с любым другим. Например, симпатичных овечек можно сделать из пластилина и ниток.

МАСТЕР-КЛАСС

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СКУЛЬПТУРНОЙ ФИГУРКИ ЖИВОТНОГО

Для лепки скульптурной фигурки берут пластилин (или глину, или соленое тесто), стеку и дошечку, на которой выполняют работу.

1. Перед тем как начать работу, решают, образ какого животного хотят слепить – собаки или ягненка, коровы или ослика.

2. Обычно сначала делают зарисовки выбранного животного карандашом с разных сторон. Ведь скульптура трехмерна, и еще до начала лепки нужно представлять, как будет выглядеть выбранный герой со всех сторон.

3. Если скульптура массивна, то следует сделать каркас, закрепить его на подставке, он должен быть достаточно крепким. Это могут быть деревянный или пенопластовый брусочек и металлическая проволока, прикрепленная к горизонтальной дощечке.

4. Создавая работу, можно использовать в ней разные материалы, которые больше подходят для осуществления замысла, – глина или пластилин в сочетании с нитками, природными материалами, ватой и др.

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ

В. Серов. Похищение Европы

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)


АНИМАЛИСТИКА В СКУЛЬПТУРЕ - Мистецтво