НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Раздел 1. АНИМАЛИСТИКА. ПЕЙЗАЖ

12. НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Представим, что мы хотим поделиться впечатлениями от увиденного летом на каникулах с нашими друзьями или родственниками. Для большей наглядности мы могли бы зарисовать с натуры или по памяти места, где мы побывали, провели время, отдохнули. Как же нам воссоздать на бумаге то, что мы видели вокруг? Вспомним, что мы учили о перспективе раньше.

Главный принцип перспективы – изображение объемных предметов такими, какими мы видим их с определенной точки наблюдения. Иначе говоря,

на плоскости листа бумаги с помощью перспективных сокращений мы изображаем иллюзию пространства. Умение пользоваться знаниями перспективы позволяет нам не только изображать предметы “с натуры”, но и воссоздавать давно утраченные памятники искусства, дошедшие до нас в разрушенном виде.

Название “перспектива” происходит от латинского слова perspicere, что в переводе означает “смотреть сквозь”. В названии отразился старинный способ создания изображений предметов на прозрачной поверхности (стекло, тонкая прозрачная ткань), сквозь которую предметы просматривались и на которой фиксировались все

перспективные сокращения.

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Железнодорожный мост. Киев. Перспектива. Фото. Зрительное уменьшение пролетов моста при приближении к линии горизонта по законам перспективы

Если подойти к окну с кистью, наполненной краской, и обвести на стекле контуры видимых за окном предметов, то изображение (рисунок), полученное на стекле, будет называться перспективой. Эти опыты по изучению закономерностей перспективных сокращений отобразились в одном из определений живописной картины – “окно в мир”. Этот простой метод использовали художники уже в XV-XVI вв., когда старались теоретически обосновать законы перспективы.

Рисование предметов с натуры происходит на основе видимой (наблюдательной) перспективы. Ведь человек видит вещи, глядя на них двумя глазами, то есть зрительно воспринимает предметы сразу с обеих сторон.

Можно сравнить изображение одного и того же предмета на фотографии и в реальности, когда смотрим на него двумя глазами. Если при этом прищурим один глаз, то увиденное станет более подобно изображению на фото. Разгадка проста – фотокамера также “смотрит” на окружающий мир “одним глазом”. Однако в основе видимых изображений лежат все-таки законы линейной перспективы.

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Схема перспективных сокращений прямоугольных плоскостей, находящихся выше и ниже линии горизонта, слева и справа от наблюдателя

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Изменение эллипсов относительно линии горизонта

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Изменение плоскостей относительно линии горизонта

Следует помнить, что в перспективе плоскость, находящаяся ниже, будет казаться более раскрытой. Поэтому и эллипс, лежащий на ней, будет более широкий, округлый.

Основное правило линейной перспективы следующее: предметы, имеющие одинаковые размеры, но отдаленные от наблюдателя на разные расстояния, будут изображены на картине неодинаково: те, которые находятся ближе, будут нарисованы большими, а которые дальше, – меньшими.

Вспомним, что линия горизонта – это воображаемая линия, находящаяся на уровне глаз. Изображение меняется также в зависимости от размещения линии горизонта. Пронаблюдаем, что мы видим за окном своей квартиры: будто на картине, видны дома, улица и небо над ними (рис. а). Если сядем на стул, изображение, которое мы увидим, изменится (рис. б): увеличится площадь неба, а поверхности земли станет совсем “мало”. При перемещении по комнате вправо (рис. в) и влево (рис. г) из поля зрения будут уходить соответствующие части пейзажа и будут добавляться новые.

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Перспективное построение экстерьера Интерьер метро. Фото

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Вид пейзажа за окном в зависимости от того, в каком положении находится наблюдатель: а – стоит; б – сидит; в – переместился вправо; г – переместился влево, h – линия горизонта.

То есть, рисуя с натуры, необходимо всегда занимать определенное положение, или, говоря профессиональным языком, выбирать себе точку наблюдения. В зависимости от того, на чем мы хотим сделать акценты, выбираем высоту линии горизонта. Например, если линию горизонта опустить достаточно низко, то можно подчеркнуть величие и значимость предметов, сооружений и т. п.

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Наблюдательная перспектива. Предметы, которые имеют одинаковые размеры и размещены ближе, будут нарисованы большими, те, что дальше, – меньшими.

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Ученические работы

Используя законы перспективы и углубляя свои знания о ней, вы легко изобразите в пространстве здания, интерьеры, перспективы улиц.

Итак, правильно построенное перспективное изображение позволит вам представить еще не существующие дома и предметы такими, какими вы увидели бы их в пространстве.

1. Что такое видимая (наблюдательная) перспектива?

2. Рассмотрите картину на стр. 68. Где на этой картине проходит линия горизонта?

1. Попробуйте нарисовать один и тот же пейзаж за окном с разных точек наблюдения. Для этого вам нужно припомнить законы перспективы и пример, который мы рассматривали на уроке.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски,

Карандаш, резинка, кисти.

План работы:

– Возьмите лист бумаги и нарисуйте линию горизонта.

– Относительно нее воссоздайте пейзаж, который вы видите за окном.

– Затем, встав, нарисуйте его еще раз.

– Сравните, как изменилось изображение.

2. Нарисуйте интерьер своего жилища.

Инструменты и материалы: лист бумаги, акварельные краски, карандаш, резинка, кисти.

МАСТЕР-КЛАСС

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Фронтальная перспектива имеет одну точку схода

ПОСТРОЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА В ПЕРСПЕКТИВЕ

Интерьер – это своеобразный “портрет” помещения. Для рисунка комнаты большую роль играет выбор точки наблюдения и точное перспективное построение.

Интерьер можно изобразить во фронтальном и угловом положении. Во фронтальном виде одна из стен комнаты параллельна плоскости листа, и в этом случае можно изобразить три стены сразу. В угловом положении можно увидеть две стены, находящиеся под углом друг к другу.

Если нужно рисовать интерьер в угловом положении, то проводят вертикальную линию, которая показывает стык двух стен. Она пересекается линией горизонта, разделяющей ее надвое.

Затем строят перспективу боковых стен, пола и потолка, пользуясь двумя точками схода, находящимися с обеих сторон от главной точки наблюдения. Эти точки не всегда можно найти на плоскости листа, но их положение на линии горизонта необходимо мысленно представлять во время рисования.

НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)


НАБЛЮДАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА - Мистецтво