ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МОЛЧА

ПРИЛОЖЕНИЕ*

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МОЛЧА

1. Мой дом

Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.

Это – бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы. Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, черные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду. Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга

и ждут вечера. Все они смотрят не отрываясь на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчетом, что достать его почти невозможно.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подымаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани; коты, застигнутые

врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки.

Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха – он поет еще далеко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Светает. Я беру весла и иду к реке.

Цепной пес Дивный спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив.

Впереди – пустынный сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, зати – шливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

(543 сл.) (К. Паустовский)

Вопросы к тексту.

1. Чего заслуживает дом писателя в Мещере?

А) Повествования;

Б) описания; v

В) рассуждения.

2. Что делали коты, когда автор приходил с рыбалки?

А) Брали дом в осаду; v

Б) окружали рыбака;

В) забегали в дом.

3. Как коты пытались добыть рыбу из кукана?

А) Влазили на дерево;

Б) влазили на частокол;

В) поднимались на задние лапы, передними пытались зацепить кукан. v

4. Почему коты начинают бить друг друга по усатым мордам?

А) Они не поделили добычу;

Б) от досады; v

В) они агрессивны от природы.

5. С чем выходит хозяин из бани, услышав вопли котов?

А) С палкой;

Б) с кнутом;

В) с фонарем. v

6. Что вынуждает котов “просить пощады”?

А) Они застряют в частоколе; v

Б) они не успевают доесть рыбу;

В) они не хотят уходить от дома.

7. Куда смотрят синицы, поющие на ветке?

А) На ломоть черного хлеба, лежащий на подоконнике; v

Б) на котов, которые ходят внизу;

В) на хозяина домика.

8. Чем заросла старая беседка?

А) Вьющейся розой;

Б) кустами малины;

В) диким виноградом. v

9. Что занимает воробьев, заглядывающих в беседку?

А) Блестящие предметы;

Б) часы; v

В) очки.

10. Кто садится на раскрытую книгу?

А) Сверчок;

Б) комар;

В) ночная бабочка. v

11. Что или кто шуршит в саду?

А) Ежи в листве;

Б) туман; v

В) листья на ветру.

12. Как ощущает эту затерянность автор?

А) Как покой;

Б) как радость;

В) как счастье. v

13. К какому стилю относится текст?

А) К публицистическому;

Б) научному;

В) художественному. v

2. Феномен Даниеля Хоме

Его звали Даниель Хоме. Он умел летать, силой своего духа воздействовать на предметы и неожиданно исчезать. Хоме был не восприимчив к огню. Карьера Хоме складывалась отнюдь не по его воле. Хоме как-то пригласили на один из спиритических сеансов, которые тогда были очень модны. Девятнадцатилетний юноша выступал там в качестве посредника. Вот тогда-то и произошло нечто необычное, о чем Ф. Л. Бур, репортер-обозреватель и издатель газеты “Харфорд таймс” написал следующее: “Внезапно совершенно непостижимым способом Хоме поднялся в воздух. Я протянул вперед руки и коснулся ими его ступней, которые поднялись на расстояние 30 сантиметров над полом. Все его тело дрожало, он находился в каком-то возбужденном состоянии, не то радостном, не то испуганном, что явно отражалось на его лице. Вновь и вновь, сам того не желая, Хоме поднимался над полом. В третий раз он достиг потолка, которого легко коснулся руками и ногами”.

В конце концов Д. Хоме стал летать уже по своей воле, причем мог поднимать в воздух людей и предметы, например, сидевших в креслах мужчин и женщин, а также концертный рояль и аккордеон, которые продолжали звучать во время полета. Один ученый приобрел этот аккордеон и поместил его в проволочную клетку, но, невзирая на это, Хоме, который находился на определенном расстоянии от клетки, удалось заставить его летать и играть. Свидетельств о полетах Хоме более чем достаточно. Так, 13 декабря 1868 года он выпорхнул из одного окна 3-го этажа Ашли-хауза в Белгравии (район Лондона) и влетел обратно в другое.

Австрийский канцлер князь Меттерних, Наполеон II, английская королева Виктория и многие другие сильные мира сего приглашали Хоме к своим дворам, желая выведать секрет его искусства.

Хоме демонстрировал свои способности главным образом на хорошо освещенных площадках, чаще всего в парках и садах, чтобы произвести более сильное впечатление. Вновь и вновь его способности использовались для научных исследований. Проверялись и доказательства огнестойкости Хоме. Так, один из очевидцев сообщал, что экстрасенс в присутствии большого скопления публики голыми руками зажигал огонь в камине, а затем ложился лицом на дымящиеся угли. В заключение Хоме брал раскаленный докрасна кусок угля и вертел его в руке до тех пор, пока тот не побелеет, после чего передавал зрителям, которые обжигали пальцы. Наблюдатели, находившиеся на расстоянии 10 сантиметров от огня, видели, как он своим лицом тушил дымящийся уголь. После такого рода представлений руки и лицо Хоме оставались неповрежденными. При своих экспериментах Хоме всегда пользовался носовыми платками, но они оставались абсолютно неповрежденными.

В течение 40 лет Хоме демонстрировал свой необыкновенный талант зрителям. Независимый и правдивый характер Хоме не давал повода усомниться в его действиях.

(409 сл.) (Из книги “1000 необъяснимых феноменов”)

Вопросы к тексту.

1. При помощи чего Хоме влиял на предметы?

А) При помощи силы своего духа; v

Б) при помощи магнита;

В) при помощи веревочек.

2. Сколько лет было Хоме, когда началась его карьера?

А) 15;

Б) 19; v

В) 23.

3. К чему прикоснулся репортер Ф. Л. Бур, когда Хоме поднялся в воздух?

А) К одежде;

Б) к руке;

В) к ступням. v

4. В какой раз Хоме коснулся потолка ногами и руками?

А) В пятый;

Б) в третий; v

В) во второй.

5. Что происходило с телом Хоме когда он взлетел?

А) Оно раскачивалось, как маятник;

Б) оно становилось безвольным;

В) оно дрожало. v

6. Какие музыкальные инструменты он мог поднимать в воздух?

А) Гитару и балалайку;

Б) пианино и скрипку;

В) рояль и аккордеон. v

7. Какие еще полеты мог совершать Хоме?

А) С крыши дома;

Б) с высокой башни;

В) из окна в окно. v

8. Для чего Хоме приглашали сильные мира сего?

А) Для репетиторства;

Б) чтобы выведать секрет его искусства; v

В) чтобы он показывал свои “чудеса”.

9. Почему Хоме демонстрировал свои способности на освещенных площадках?

А) Чтобы произвести более сильное впечатление; v

Б) чтобы меньше его увидели;

В) чтобы его в полете было видно со всех аллей парка.

10. Что делал Хоме с раскаленным докрасна куском угля?

А) Поджигал его в камине;

Б) вертел в руке до побеления; v

В) подбрасывал вверх и ловил руками.

11. Сколько лет Хоме демонстрировал свой талант зрителям?

А) 70;

Б) 40; v

В) 60.

12. К какому стилю принадлежит текст?

А) К научно-популярному; v

Б) художественному;

В) публицистическому.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МОЛЧА - Плани-конспекти уроків по російській мові